Афганов К. |
|
Центром подготовки библиотечных кадров в Таджикистане является библиотечный
факультет института искусств им. М. Турсун-заде, который с 1967 г. по настоящее
время подготовил большое количество библиотекарей и библиографов. Основу
его деятельности составляли существовавший политический строй и система
функционировавших библиотечных и библиографических учреждений республики.
Соответственно библиотечное образование вооружало будущих специалистов
библиотечного дела теми знаниями, практическими навыками, которые необходимы
были для реализации основных функций библиотеки и общественного назначения
произведений печати того времени. Библиотечные работники, получая специальное
образование, могли трудиться в научных, массовых, детских, школьных библиотеках.
Суверенитет Республики Таджикистан, признание ее как субъекта международной
деятельности, вхождение в жизнь важнейших элементов рыночной экономики,
усиление политического кризиса и многие другие проблемы современности диктуют
необходимость совершенствования и приспособления содержания библиотечного
образования к современным условиям. Оно должно базироваться на международных
нормах и отражать в себе многовековые культурные традиции народа.
Сегодня в решающей роли информации для дальнейшего развития политики, экономики,
культуры нет никаких сомнений. Она, превращаясь в мощную производительную
силу, служит критерием определения научно-производственной мощи каждого
государства. В этой связи неоценима роль специалистов информационных служб
в формировании и организации информационных массивов, в библиотечном, библиографическом
и информационном обслуживании потребителей.
Было
бы трудно представить осуществление экономических, научных планов, обогащение
культурного достояния народа, выполнение учебно-воспитательных задач без
участия информационных учреждений. Главным звеном в их деятельности являются
специалисты, получившие соответствующую общенаучную, специальную и практическую
подготовку.
Библиотека как научное, информационное, воспитательное и культурное учреждение
в условиях новой оценки социальной роли информации приобрела особо важную
социальную значимость. Усилились ее роль и место в государственной системе
научно-технической информации. Эффективное использование достижений науки
и культуры, совершенствование производственно-технических процессов во
многом связано с уровнем теоретической и практической подготовки библиотечных
работников. Библиотекарь сегодня и в будущем остается специалистом системы
информационной службы в самом широком смысле слова. Такая постановка вопроса
диктует разработку новой концепции библиотечного образования. Она должна
обеспечить подготовку библиотечных работников в контексте социальных функций
информационной службы, роли информационных учреждений в осуществлении народнохозяйственных,
научных, культурных и воспитательных задач. Все это требует решения организационных,
методических и научных проблем подготовки библиотечных работников. Однако
в Таджикистане по причине возникших социально-политических и экономических
трудностей, отсутствия необходимых квалифицированных кадров коренное преобразование
содержания библиотечного образования в ближайшем будущем не представляется
возможным. Сохранение и дальнейшее развитие двусторонних связей России
и Таджикистана в области библиотечного дела есть кратчайший путь к достижению
цели.
|